Расположение: На юго-востоке Сокольского горного хребта. В 3,5 км северо-западнее села Большой Рожен. Памятник находится на высоте 850 м. Тип достопримечательности: Скальное святилище.
Говоря о «камнях», мы должны понимать, что в данном случае речь идет о целостном плато из скал, которое имеет несколько продолговато-прямоугольную форму , длина которого сотавляет 110 м, ширина 30 м,а высота 6 м – 10 м.Если смотреть на западную сторону, то можно увидеть, что верхняя часть этого плато представляет собой форму эллипса длиной 22 м и шириной 16 м. На самом плато скальные останцы ямненских песчаников достигают высоты до шести метров. На вершине плато Ваге внимание сразу привлекут 7 камней.
Первый камень, который расположен в западной части плато достигает в высоту 2,2 м, а в ширину — 3,5 м. Его верхняя часть с восточной стороны похожа на голову птицы, а также рыбы, свисающей головой к земле. Благодаря примененному методу контррельефа, туловище рыбы выделяется на общем фоне камня. Она изображена темным цветом, с пористой поверхностью, имитирующей чешую. Четко выделены глаз, верхний плавник, а также хвост. Справа от рыбы два креста. Слева от нее обозначен островерхая пирамида с ямкой на вершине и изображением глаза внутри. Если посмотреть на нижнюю левую часть камня, то легко можно увидеть профиль головы быка, а также змеи и муравья (пчелы), все изображения имеют продолговатую форму. Очевидно, что на скале выбиты сюжеты космологически-мифологического характера, так или иначе, связанные с культом солярных, лунарных и астральных светил. Как и на Лесивском святилище, изображенные на камне № 1 птица, рыба, змея, муравей могут быть соотнесены с божествами-тотемами, а также с различными зодиакальными созвездиями, которые отождествлялись с ними и имели небесную или хтонический, солярный или лунарный признаки. Сюжеты скальных рельефов созвучны староукраинской религиозной традиции, отраженной в древних колядках о главных факторах мироздания: мистическм соколе (небо, Солнце), рыбе Виз (Луна) (в иранской мифологии Vaz) и звезды. Неподалеку, на расстоянии трех метрах к востоку от первого содержится второй камень, который имеет пирамидальную форму и достигающий в высоту 2,5 м, шириной 2 м, опирающийся на другой. Камень имеет наклон к восточной стороне, которая к тому же, хорошо прошлифована. На поверхности камнямы можем наблюдать выдолбленые 7 крупных углублений круглой или прямоугольной формы. Исследования показали, что на камне изображено Плеяды – скопление семи звезд в созвездии Тельца. В славянской, в том числе и в украинской мифологической традиции, Плеяды вместе с созвездием Орион символизировали генеративно-креационный центр вселенной. По мнению исследователей истории астрономии, разделение звездного неба на созвездия состоялся в конце III тыс.до н. е. Узкий проход отделяет камень № 1 от трехметрового скального выступа, обозначенного в плане под № 3. Из всей скалы выковано схематично-обобщающее левопрофильное изображение мамонта, головой направленного на юг. В восточной стороне камня, ниже головы мамонта, высечено рельефное изображение мужчины и женщины, которые стоят, высотой 1,35 м, в ширину – 0,5 м. Глубина рельефа 0,05 – 0,14 м. Эротическая сцена изображает левопрофильную фигуру мужчины с бородой, продолговатой головой, широко раскрытыми глазами. Профиль женщины менее выразительный, более обобщенный, голове только угадывается. Сцена единения мужчины и женщины производит впечатление некоторой экспрессии, эмоционального переживания, при этом акцент сделан на фигуре человека, образ которого здесь доминирует. Скальный рельеф соединения мужчины и женщины, скорее всего, отражает генеалогический миф о «священном браке» первопредков родов и племен, культурного героя, демиурга, божества. У скифов, гето-фракийцев и других древних народов его отождествляли с Гераклом. Наскальные знаки в виде буквы W, ниже – эллипс, прямоугольник с косораменным крестом и круглым углублением внутри связывали с Гераклом, знаменитым героем греческой мифологии. Кульминационным сюжетом генеалогической легенды о десятый подвиг героя, описанной Геродотом, был священный брак представителей двух этносов – Геракла и полудевы-полузмеи Ехидны, от которых родились три сына – Агафирс, Гелон и Скиф.
Геракла считали своим прародителем греки, этруски (Геркле), лидийцы (Кардаулы). Кельтам Геракл был известен как Огмиус. Образ Геракла-героя был распространен в гетто-фракийцев, где он отождествлялся с солярным божеством, которое имело признаки Аполлона (Белобога). На ряде памятников герой имеет хтонические признаки (Залмоксис). Его изображали с бородой на каменном рельефе, в том числе в сочетании с женщиной. Косвенным подтверждением мифологического сюжета «священного брака» является изображение птицы за спиной героя. Его высота 0,42 м (аналогичный сюжет изображен на рисунке № 12). Во многих мифологических системах медиаторами, посредниками неба и земли выступали птицы, в частности соколы, совы, орлы. Итак, наскальное изображение мужчины и женщины на Гарбузовском святилище, вероятно, отражает местный вариант легенды о прародителя рода, культурного героя. Учитывая сюжет и технику исполнения, появление наскального рельефа следует отнести к значительно более поздней эпохе. Он требует более детального изучения. На правом боку скалы обнаружены два вруба, сверху три чашеобразные углубления. На ее левой стороне целый петроглифический комплекс. Выделяется глубоко врезанный в камень знак, подобный буквы W (0,35х0,35 м), который напоминает созвездие Кассиопеи. Впритык к нему выбито глубокое продолговатое углубление в виде острия копья. Ниже обозначены эллипс, рядом – прямоугольник с косораменним крестом и круглым углублением внутри. Некоторые исследователи интерпретируют его как знак Великой Богини. Левее знаки в виде буквы М. Т. Мотив космического яйца, по мнению М. Чмыхова, отражает осознание модели организованного космоса в эпоху неолита. Одновременно яйцо, писанка – атрибут весеннего праздника. Шестиметровый проход по линии восток – запад, шириной 2 м, отделяет скалу с изображениями мамонта и антропоморфа от другого скального останца высотой 6 м, что имеет вид Зооморфы. С внутренней стороны на нем высечен ряд символов. Вверху на одном из его выступлений выбит квадрат с волнистой линией, ниже – ряд продолговатых знаков. На высоте 2,5 м от земли глубоко в скале выкован тамгообразный знак в виде трезубца, рядом пунктиром вырезаны равнораменный крест и другие символы. На западной стороне одного из скальных выступов изображено лицо человека с продолговатой головой, большим левым ухом. На голове проведено несколько прямых и угловых линий. Сверху на скале выкован большой вруб (0,2х0,4 м), рядом еще один, меньший. В верхней части восточной стороны скалы высечена высотой 1 м правопрофильная голова быка. По его спине изображена змея. На самом юго-восточном выступе скалы, на высоте 4,5 м, в большом эллипсе высечено углубление – круг диаметром 0,2 м, на который нанесен крест, слева от него – два треугольника. Вершина скалы также очерчена кругом. Всего на скалах Гарбузовского святилища обнаружено более 20 углубленных и выпуклых кругов с крестами или ямками внутри. Углубленным рельефом выбиты также различные фазы Луны. В четырех метрах восточнее высокой скале расположен камень высотой 1,2 м и шириной 1,5 м. На его юго-западной стороне высечено рельефное изображение округлого мужского лица с бородой и глазами-щелями. На его груди круг. Изображение поднятых на уровне плеч рук создает впечатление полета. Как и в первом случае, человек изображен в эротическом слиянии с женщиной, образ которой угадывается по ряду признаков. Над головой человека выкован знак в виде буквы Т. Справа к голове примыкает выделенный из массива круг с лучами. Такие же знаки и символы распространены на скальных святилищах Болгарии. Известный болгарский исследователь Т. Стойчев относит их к солярным календарным скальным святилищам эпохи меди – бронзы. Несмотря на то, что общий сюжет антропоморфного рельефа вполне вписывается в древний мифологический контекст, учитывая технику исполнения рук антропоморфа, некоторые другие композиционно-сюжетные особенности, не исключено, что рельеф мог быть выполнен или дополнен в значительно более поздний период. На другой стороне камня обнаружены геометрические фигуры в виде круга с ямкой, пунктирного круга и т. др. Рядом на скальном останце вырезаны ряды остроконечных изображений, выделенные сверху и снизу. 3,5 м на юг на камне № 7 высотой около 2 м изображено правый профиль мамонта. В совершенстве воспроизведено правый глаз животного. Глубоким рельефом выделено голову мамонта, хобот, бивень. На спине мамонта высечен круг диаметром около 0,3 м с продолговатой ямкой внутри. С другой стороны обнаружено чашевидное углубление диаметром 0,25 м, глубиной 0,1 м. Мамонты водились в Покутско-Буковинских Карпатах. В селах вокруг Сокольского хребта выявлены их остатки – зубы, бивни. Итак, на святилище воспроизведено профильные изображения двух мамонтов, которые направлены навстречу друг другу, меньше ориентированы на север, больше – на юг. На территории, прилегающей к Гарбузовскому святилищу, обнаружена система каменных стен-валов, окружающих его. Стены сложены насухо, преимущественно из необработанного камня, без деревянных конструкций. Высота каменных валов составляет 0,5 – 0,6 м, ширина – от 0,5 м до 1 м. Некоторые камни достигают размеров 1х1,5 м. Система стен-валов перекрывает продольный пространство возле святилища в направлении северо-запад – юго восток. Западная и восточная стороны хребта ограничиваются отвесными обрывами. С двух сторон святилища обнаружены площадки, где стояли краеугольные деревянные башни. Валы проходят склонами горы с пробелами для прохода. В северо-восточной части огороженной территории расположена выровненная площадь 40х40 м, примыкающий к святилищу. В юго-восточном направлении обнаружена выровненная площадка под застройку 6х8 м, посреди которого находится яма 2х2 м, выложенная большим обработанным камнями. Небольшая площадка является с западной стороны плато. Здесь обнаружены отесанные камни под фундамент застройки. Установлено, что Гарбузовский скальный комплекс по целому ряду признаков составляет древнее святилище. Наскальные антропо и зооморфные изображения, солярные, лунарные, астральные, геометрические и линейные символы врубы, каменные валы, площадь, яма, башни указывают на разновременное происхождения элементов памятника.
Турфирма «Окраина» http://www.okraina.com.ua/ru/tours/karpaty/