Культ священных гор был распространен и у славян. В горах закладывали святилища Перуна, Велеса. Оронимы с подобными названиями еще известны в славянском мире. Языческие святилища сооружались на высотах и в Киевской Руси, в частности в «Повести временных лет» говорится о том, что князь Игорь пошел на холм, где стоял Перун, для принесения клятвы о мире с греками. Скальные святилища и каменные жертвенники были распространены и на Карпатских вершинах. В связи с этим привлекают внимание ритуальные высоты под названиями «Баба», «Лысая гора», «Игрища», «Голица», «Чертеж» и другие. С горами тесно связан культ пещер, распространенный на Гуцульщине в виде многочисленных пещер Довбуша. Традиция сакрализации горных ландшафтов была настолько прочной, что даже с принятием христианства первые монастыри, церкви строили на высотах, как правило, на месте древних святилищ. В наше время на месте ряда горных святилищ построены часовни. К началу ХХ в. в Карпатах сохранился обычай в ночь на Ивана курить ритуальные купальские костры на вершинах. В мифах гора выступает как образ земли, модель вселенной, мирового древа, отображающем основне элементы и парадигмы мироздания Космоса.
Цетром мира, через которую проходит ось, так называемая «axis mundi», является, конечно же, священная гора. Мировая ось указывает на место расположения Полярной звезды через вершину горы, а вниз направлена к входу в нижней потусторонний мир. О чествовании высот многократно упоминается в книгах Ветхого Завета. У иудеев горы были связаны с местными божествами – Астарте и Ваалом, где «народ приносил жертвы и курения на холмах» (Вторая книга Царств, 14:4). В книге «Исход» описано уникальное событие – богоявления на горе Синай, где Бог вручил Моисею заповеди на каменных скрижалях (Вторая книга Моисея. Исход, 17-25). Священное значение гор нашло отражение и в Новом Завете. Иисус Христос на одной из гор Галилеи произнес свою знаменитую «Нагорную проповедь» (Матфей, 5-7), в которой изложены моральные принципы христианства. На высокой горе в присутствии трех апостолов состоялось также Преображение Господне (Матфей, 17). Указанное выше свидетельствует о том, что культ гор был присущ большинству народов мира. Как научная проблема, она сложная и не до конца изучена, поскольку содержит не только разные представления об объекте культа, но и его виды, формы и проявления. В контексте указанного следует различать священные горы как отдельный объект культа, а также сакральные вершины, выступают местом культа, ритуальных жертвоприношений. Во втором случае на горном святилище объектом культа есть божество в виде наскальных идолов, рельефных или графических изображений. К такому типу относятся горные святилища в Карпатах. На территории Галицкой Гуцульщины течение 2006 – 2011 годов Карпатской археологической экспедицией в составе профессора Кугутяк (руководитель), доцентов Б. Томенчука, Б. Хруслова, М. Витенко, профессора П. Сиреджук, старшего преподавателя Р. Кобильник, аспирантов и студентов локализовано , обследовано, картографовано и описано 15 скальных святилищ, кроме того в 18 случаях выявлены места сосредоточения ритуальных (жертвенных) камней. Подавляющее большинство из них находятся на горных вершинах высотой 400 – 900 м в пределах 1 – 4 км от современных населенных пунктов. Некоторые из них, в основном святилища, расположенные выше тысячи метров (Дземброня, Космач V, Микуличин I, III, Верхний Ясенев, Шепот, Зеленое).
Культовые памятники закладывались на восточных склонах гор. Как уже отмечалось, их обязательными элементами выступали такие природные объекты, как скалы, камни, пещеры, родники, реки. Священные места отмечаются красивыми пейзажами. Значительная концентрация горных культовых памятников в данном регионе.